Конструктивный подход к вопросам хранения игрушек в детской комнате

Порядок не там, где убирают, а там, где не сорят. Но есть одно место, где эта народная мудрость не действует: детская комната с игрушками. Их можно убирать, можно не убирать, но заставить малыша «не сорить», то есть не играться, реально, разве что, только когда он станет взрослым (хотя тогда у него появятся другие игры и игрушки). Но это дело будущего, а сейчас рассмотрим варианты решения насущной проблемы, то есть упорядочивания игрушек в детской.

    Шесть принципов хранения детского богатства

    На самом деле, навести порядок в детской — дело нехитрое. Важно только разработать правильный алгоритм уборки. Но начать стоит с определения основных принципов организации игрушек в детской.

    Порядок с первых дней

    Рождение малыша дарит счастливым родителям радостные хлопоты, связанные с выбором кофточек, ползунков, шапочек, а также кроватки, пеленального столика и т. д. Перечень можно продолжать до бесконечности, но в нём всё равно не будет места органайзеру для игрушек: зачем, ведь кроха ещё совсем маленький. Это большой просчёт родителей: уже в 2–3 месяца у малыша появятся первые погремушки, пищалки, трещотки, которые нужно где-то хранить. И здесь не обойтись без открытых пластиковых корзин: всегда видно, что внутри, удобно переносить. Небольшое количество игрушек пока что позволяет не думать о крышках для ёмкостей — пылиться они не успевают.

    Продумываем мебель

    Оформляя комнату или угол в комнате для малыша, стоит сразу спроектировать варианты хранения детского богатства. Это могут быть выдвижные ящики под кроватью, корзины или контейнеры под столом. Из личного опыта могу сказать, что обязательно нужно выделить место в книжном шкафу или на открытом стеллаже для хранения книг и канцтоваров. Этот момент в своё время я упустила и поплатилась тем, что книги были и на кровати, и на полу, и в других комнатах, отчего сильно потрепались.

    Систематизируем

    Пожалуй, это самая непростая задача, так как подходов к систематизации может быть несколько. Первый: убрать всё то, чем малыш не играется сейчас, оставив только актуальные игрушки. Плюс в том, что игрушек останется немного, и особого дискомфорта их присутствие в комнате не доставит. Кроме того, малыш не будет постоянно находиться в поиске того, что ему сейчас нужно, но затерялось в груде менее любимых в данный момент игрушек. Минусы: приоритеты у детей меняются очень часто, иногда несколько раз в день, поэтому вам придётся то и дело обращаться в «главное хранилище» и доставать то, что попросит малыш. К слову, в этом самом главном хранилище тоже неплохо было бы навести порядок. Ещё один существенный недостаток такой систематизации — мелкие и крупные игрушки, пазлы, конструкторы нуждаются в сортировке, так что без упорядочивания по более точному принципу, чем актуальность, не обойтись.

    Наиболее рациональный подход к систематизации заключается в распределении игрушек по категориям:

    • мягкие игрушки,
    • конструкторы,
    • кубики,
    • пазлы (можно объединить с настольными играми),
    • наборы для творчества (альбомы, краски, карандаши, книжки-раскраски и пр.),
    • куклы,
    • машинки,
    • спортивный инвентарь (мячи, скакалки),
    • игрушки на управлении (рядом неплохо было бы выделить место для запасных батареек),
    • оружие (можно объединить с солдатиками),
    • мелкие игрушки (такие как в киндер-сюрпризе),
    • музыкальные игрушки (музыкальные инструменты, шарманки, поющие шкатулки и пр.).

    Обеспечиваем эргономичность

    Иными словами, малышу должно быть удобно доставать и убирать игрушки. Поэтому места хранения должны быть на уровне роста ребёнка. Исключения составляют только те варианты, до которых ваше чадо либо ещё не доросло, либо из которых уже выросло (а вам всё это жалко отдать или выбросить).

    Рационально используем пространство

    Малыши с большим воодушевлением реагируют на пополнение игрушечного багажа, а вот расстаются с игрушками очень тяжело. Это приводит к тому, что к 7–9 годам ребята превращаются в гоголевскую Коробочку, которая всё собирает, но ничего не выбрасывает. Поэтому очень важно использовать все (!) возможные и невозможные места для хранения игрушек.

    Это интересно. Большой мешок для игрушек — это второй по отсутствию рациональности вариант хранения (первый — это просто распределить все игрушки по углам комнаты). Так вот: в большом мешке игрушки долго задерживаться не будут — каждый раз озадачиваясь поиском чего-то важного, маленький Шерлок Холмс будет доставать всё содержимое. В любом случае результат будет один: игрушки снова окажутся на полу.

    Заботимся о безопасности

    Как уже отмечалось, места хранения игрушек, которыми малыш играет в данный момент, должны быть доступны и безопасны для него. То есть ящики плавно задвигаться, дверцы шкафов плотно закрываться, а навесные кармашки крепко крепиться к стене. Безопасность важна и в отношении игрушек. Они должны быть:

    • без острых углов и мелких деталей,
    • покрашены безопасными для здоровья красками,
    • чистыми (так, к примеру, мягкие игрушки, которые следует давать ребёнку не раньше 2–3 лет, должны регулярно стираться и тщательно высушиваться, чтобы в шерсти не появилась плесень).

    Возраст и виды пространства под игрушки

    Выбор вариантов хранения игрушек зависит не только от площади, выделенной ребёнку для игр, но и от возраста малыша.

    • до 1–1,5 лет игрушки малыш будет получать из маминых рук, поэтому, во-первых, достаточно будет одного контейнера, а во-вторых, по большому счёту неважно, куда мама с папой его поставят,
    • с 2 до 5 лет игрушечные активы малышей растут с геометрической прогрессий, так что и для решения задачи организации хранения придётся воспользоваться специальной математической формулой: 2/3 убрать, а треть оставить (через 3–4 недели поменять 1/3 на «новую»),
    • с 5 до 10 лет расширяется количество видов игрушек, используемых ребёнком (кукольные домики, автотреки, железные дороги и пр.), а значит нужно выделять больше пространства под них,
    • после 10 лет, когда у малыша состав игрушек усложняется, места для хранения должны быть с ребёнком согласованы, более того, он сам (!) способен систематизировать их (взрослый может лишь помочь определить категорию контейнера).

    Видео: опыт организации игрушек в детской

    Варианты систем хранения

    Обеспечению эргономичности и систематизации способствует распределение категорий игрушек по системам хранения. Рассмотрим варианты этих систем.

    Мебель

    Если мебель для комнаты малыша изготавливается на заказ, то места для игрушек продумать проще. Но и в случае когда шкаф, стол и пр. выбираются в магазине, стоит обратить внимание на ряд важных нюансов:

    • очень удобны выдвижные ящики под кроваткой (в них можно хранить крупные машины, куклы, а также нужный в летний сезон набор игрушек для песочницы),
    • кровать-чердак, или объединение кроватки, шкафа, стола, шкафа и стеллажей в один комплекс с лестницей, ступеньки которой — скрытые выдвижные ящики,
    • стол с ярусами полочек (отлично подходит для малышей старшего дошкольного возраста и для младших школьников, так как они будут окружены любимыми конструкторами, мягкими игрушками и пр. даже во время выполнения домашнего задания),
    • пространства под столом должно быть достаточно для хранения пластиковых контейнеров, в которые складываются конструкторы, кубики,
    • в ящиках шкафа (комода) удобно хранить кукол, роботов, мягкие игрушки,
    • открытые полки, конечно, предназначены для книг, но, учитывая, что у малышей библиотека накапливается постепенно, на полках наверняка найдётся место для канцтоваров, коллекций небольших кукол или машинок,
    • модули-соты — компактный вариант размещения игрушек в небольшом пространстве комнаты,
    • необычным местом для хранения игрушек являются боковины полок, торцы комода или шкафа, внутренние части двери в комнату — на них можно приспособить карманы-органайзеры, в которых обоснуются карандаши, фломастеры, небольшие мягкие игрушки.

    Это интересно. Специально под игрушки можно приобрести пластиковый комод или стеллаж из дерева. Что касается последнего, то пока малыш невысокого роста, стеллаж может располагаться горизонтально, чтобы ребёнок имел доступ ко всем игрушкам. Когда кроха подрастёт, стеллаж переставляется вертикально.

    Контейнеры, корзины, мешки, коробки и … вёдра

    Начнём с коробок. Это стандартный вариант хранения детского богатства. При этом сказать, что самый непрактичный — ничего не сказать. Сужу по личному опыту: во-первых, если сложить всё в одну коробку, то каждый раз, озаботившись поиском нужной вещи, малыш будет высыпать всё содержимое коробки — беспорядок оказывается перманентным. Во-вторых, если распределить игрушки по категориям и, соответственно, по отдельным коробкам, окажется, что свободного пространства остаётся всё меньше и меньше — всё занимают коробы. И в-третьих, дети очень любят придумывать новые функции для окружающих вещей, и гарантии, что из коробки не будет сделан «стул», который сломается только при одной только попытке сесть на него, нет.

    Вывод такой: в комнате должно быть не больше одной коробки. В ней может храниться спортивный инвентарь или только мячи.

    Контейнеры с крышками — незаменимая тара для игрушек (конструкторов, машинок, оружия, пазлы и пр.). Крышка защищает от пыли, поверхность контейнера позволяет мыть его при первой же необходимости, например, если тару взялись открывать руки, выпачканные в шоколаде.

    Мешки для игрушек обычно представляют собой сетку или тонкую ткань, натянутую на каркас соединённых между собой трёх (четырёх — в зависимости от высоты корзины) кругов из толстой проволоки. Практичность этого хранилища очень неоднозначна: с одной стороны, мешки не занимают много места, организуя игрушки вверх, а не вширь. Однако с другой, сетка или ткань в качестве основы — очень непрочный материал для такого содержимого.

    За три года у моего ребёнка было три мешка, и каждого хватило на полгода: машинка зацепила ткань — дырка, маленьким пальчикам очень нравилось цеплять ячейки сетки — дырки множились до тех пор, пока мешок не превратился в дуршлаг. Последний попал к нам в период освоения ножниц, так что ткань очень неудачно стала «подопытным материалом».

    Плетёные корзины как вариант контейнера смотрятся, безусловно, более стильно, но на самом деле не могут считаться полностью безопасными (изделие рассыхается, прутья выбиваются из плетения и пр.).

    Вёдра по удобству использования вряд ли можно назвать такими же функциональными, как контейнеры. Но по оригинальности такого места хранения игрушек сравнить их, в общем-то, и не с чем. Вёдра лучше выбирать с готовым рисунком. Родителям нужно обязательно приклеить на скотч название категории игрушек («куклы», «спортивные игрушки» и пр.).

    Важные вопросы маркировки

    Все тары с игрушками должны быть маркированы. Пока малыш не научился читать, это могут быть тематические картинки (кукла для контейнера с куклами, машинки для тары с машинками и т. д.). Начиная с 5–6 лет (а если малыш научился читать до этого возраста, то раньше), стоит переходить на таблички с надписями: «Куклы», «Пазлы» и пр.

    Органайзеры

    Видов такого рода хранилищ под игрушки существует огромное количество. Среди фабричных вариантов особо популярны:

    • навесные карманы (например, для хранения кисточек, карандашей, фломастеров и пр.) на крючках,
    • магнитные планки для хранения железных машинок,
    • тканевые органайзеры (к примеру, для кукол),
    • крючки с подвесными корзинками под резиновые игрушки для купания.

    Идеи handmade хранилищ для игрушек

    Самыми востребованными на сегодняшний день являются органайзеры для игрушек, сделанные своими руками, или используемые не по своему прямому назначению. Примером последнего могут быть банки из-под майонеза для карандашей и ручек, а также под мелкие игрушки, например, мозаику или игрушки из киндер-сюрприза.

    Ящик из картона с тканевой обшивкой

    В качестве основы лучше брать ящики с выемками по бокам, тогда малыш сможет переносить свои сокровища с места на место.

    Материалы:

    • коробка из плотного картона,
    • цветная бумага для упаковки подарков,
    • клей ПВА,
    • широкий скотч,
    • сантиметровая лента,
    • украшения (звёздочки из цветной бумаги, объёмные бумажные цветы и пр.).

    Инструкция:

    1. Отрезаем верхние крышки коробки.
    2. Если есть необходимость, делаем по бокам прорези, чтобы малыш смог носить ящик по комнате.
    3. Размечаем листы упаковочной бумаги: каждый лист для обклеивания должен быть такой же ширины, как и ширина коробки.
    4. Намазываем листы и стены клеем, прикладываем полоску на обмазанную клеем стену, проглаживаем мягкой тряпочкой.
    5. Вместе с малышом украшаем коробку по своему вкусу.

    Видео: мастер-класс по изготовлению обитой тканью коробки для игрушек

    Деревянный короб для игрушек

    Готовый короб можно использовать и в качестве дополнительного сидячего места в комнате.

    Материалы:

    • листы фанеры,
    • доски,
    • шурупы,
    • петли,
    • столярный клей,
    • пила.

    Инструкция:

    1. Делаем эскиз короба, продумывая размеры и средства передвижения (ручки или колёсики).
    2. Выпиливаем шесть деталей: днище, крышка и четыре боковины.
    3. Скрепляем детали шурупами и клеем.
    4. Соединяем крышку с основой петлями.
    5. Украшаем готовый короб.
    6. Крепим по низу колёсики

    Варианты украшения:

    1. Геометрия в помощь, то есть стенки и крышка оформляется геометрическими фигурами, вырезанными из цветной бумаги.
    2. Классика, то есть на однотонный короб приклеиваем декоративные элементы — фигурки из дерева, буквы или цифры.

    Видео: мастер-класс по изготовлению короба из дерева

    Ящики на стене

    Материалы:

    • пластмассовые ящики для фруктов и овощей,
    • шурупы,
    • дрель.

    Инструкция:

    1. Просверливаем отверстия по намеченным местам размещения ящиков, вкручиваем шурупы.
    2. Вешаем ящики и пользуемся новым хранилищем.

    Органайзер-кармашки из фетра

    В таких кармашках удобно хранить мелкие игрушки, а также носовой платок, расчёску, заколочки и любимые аксессуары.

    Материалы:

    • толстый фетр (один кусок 25 на 60 см и два куска 2 на 8 см),
    • ткань 33 на 114,
    • готовая бейка 1,8 м,
    • липучка 2 на 4 см,
    • иголка, нитки,
    • шнурок,
    • ножницы,
    • два люверса.

    Инструкция:

    1. Разрезаем ткань на три кусочка 33 на 38 см.
    2. Каждый кусок разрезаем пополам.
    3. Складываем получившиеся детали по широкой стороне, прострачиваем.
    4. Выворачиваем на лицевую сторону и отстрачиваем близко к краю.
    5. Расположив сгиб сверху, делаем кармашки — на двух деталях располагаем по одному, а на одной — два.
    6. Отступаем от края 0,5 см, делаем складки, глубина которых не превышает 2 см. Тщательно проутюживаем.
    7. Отступив по 0,5 см от каждого края, делаем складки глубиной 1 см.
    8. Это кармашек делим на две части (10 см и 14 см).
    9. Отступаем с правой стороны 10,5 см, делаем две встречные складки, глубина которых не превышает 1 см.
    10. Примётываем кармашки к фетровой основе.
    11. Прострачиваем по трём сторонам, а также фиксируем кармашки строчкой между складочек.
    12. Обшиваем органайзер бейкой.
    13. В верхних углах ставим люверсы, продеваем шнурок.
    14. Делаем застёжки-липучки для кармашков. Берём два куска фетра 2 на 8 см.
    15. Мягкие детали пришиваем к кармашкам, детали с крючками располагаем на фетре.

    Это интересно. По этому алгоритму можно шить органайзеры на дверь, или боковую часть шкафа.

    Полиэтиленовый мешочек для игрушек

    Этот органайзер незаменим в ситуациях, когда малыш отправляется на какое-то время в гости, и ему нужно сложить все те игрушки, которые отправятся с ним.

    Материалы:

    • полиэтилен (чем плотнее, тем лучше),
    • цветная ткань,
    • нитки, иголка,
    • ножницы.

    Инструкция:

    1. Вырезаем два круга из ткани.
    2. Измерив диаметр, определяем ширину полиэтилена. Длину выбираем произвольно.
    3. Из ткани вырезаем кусок, ширина которого такая же, как и полиэтиленовой части, а высота равна радиусу круга основы + 2 см.
    4. На тканевой части загибаем 2 см и прокладываем строчку.
    5. Вшиваем полиэтилен между двумя кругами основы.
    6. Пристрачиваем к прозрачной детали ткань.
    7. Втягиваем шнурок и затягиваем его по необходимости.
    8. Мешок-переноска-сумочка готов.

    Это интересно. Такими «походными» вариантами органайзера могут быть также и тканевые сумки, которые можно купить, а можно сшить самостоятельно. Например, заменив полиэтиленовую часть тканевой.

    Видео: как сделать яркие коробки для игрушек своими руками

    Хранение игрушек — важный вопрос не только для организации пространства дома, но для воспитания ребёнка, приучать которого к порядку необходимо уже с первых месяцев жизни. В наше время существуют десятки способ красиво и функционально оформить детскую комнату. При этом не стоит забывать и о вариантах создания хранилищ своими руками. И тогда опасность поглощения пространства дома куклами, машинками, конструкторами и мягкими мишками вам не грозит.

    Оцените статью
    Добавить комментарий
    Adblock
    detector